Вверх!

     
Обнаружив в тексте неточность, пожалуйста, выделите ее
и нажмите Ctrl+Enter

Как выбрать велосипед

Как выбрать велосипед

Мало кто из нас не катался на велосипеде. Было ли это в детстве, или уже будучи взрослым, но вопрос о том, как выбрать велосипед часто остается актуальным. Этому способствует прогресс, который как все знают «на месте не стоит».

И если во времена нашего детства велосипед подбирался скорее по возрасту (кто из нас не помнит Орленок, Салют или «взрослую» Украину), то сейчас количество фирм (брендов) их собирающих увеличилось на порядок, как, впрочем, и типов самих аппаратов.

Сразу скажем о том, что данная статья для задающихся вопросом как выбрать велосипед — рассчитана скорее на новичков, чем на людей уже сталкивавшихся с этой делемой. Поэтому, если в последние несколько лет вы озадачивались выбором велосипеда, заходили в специализированные магазины, донимали расспросами продавцов-консультантов, искали ответы в интернете, то скорее всего информация изложенная здесь покажется вам банальной. В свое время, работая тем самым донимаемым расспросами продавцом-консультантом, я в разговоре с покупателями, решившими выбрать велосипед, употреблял слово «накат», и, смотря на их реакцию, выводил беседу на соответствующий человеку уровень. Так что если вы не можете облечь в слова определение этого понятия, то, возможно, наша статья принесет вам пользу. Кстати, накат — это абстрактное понятие, определяющее время или расстояние, пройденное велосипедистом по ровной дороге без вращения педалей, т.е. легкость качения. Чем лучше накат, тем меньше требуется энергии для приведения велосипеда в движение.

Как выбрать велосипед

С выбором велосипеда ситуация на сегодняшний день такая, что результат полностью зависит от ваших целей. Для чего вы выбираете велосипед? Для поездок на работу? Для легких прогулок на выходных? Для экстремальной езды по пересеченной местности? Или, может быть, вам понравились трюки, которые проделывают некоторые на своих забавных велосипедах, и вы тоже хотите попробовать? Так же немаловажную роль в выборе играет сумма, которую вы готовы выложить при выборе велосипеда — двухколесного друга (хотя, как мы знаем, друзья не продаются ). В этой статье мы рассмотрим самые распространенные типы велосипедов и их основное назначение, а вы по ходу чтения сами определитесь, как выбрать велосипед и к чему «лежит душа» (что тоже довольно важно).

Как выбрать велосипедный тип

Как выбрать велосипед

Современные велосипеды делят на огромное количество видов. Зайдя на любой сайт — у вас глаза разбегутся от десятка вкладок «говорящих» о том, что в этом разделе можно найти серию «Road», в этом «МВТ», а в этом — аппараты для самоубийц, надежнейшие агрегаты для выполнения трюков, воплощения сумасшедших идей и необузданной езды серии «Dirt»! Все это вносит путаницу, поэтому при выборе велосипеда стоит разделить их на несколько типов:

  • Городской велосипед (City, Urban и др.);
  • Внедорожные велосипед (ATB, Найнер и др.);
  • Шоссейный велосипед;
  • Гибридный велосипед (Cross, Touring, Trekking);
  • Велосипеды узкой специализации.

Как выбрать велосипедную подвеску

Как выбрать велосипед

В каждой из этих групп велосипеды можно разделить по наличию или отсутствию подвески:

  1. Велосипеды Ригид (Rigid, анг. твердый, жесткий). Полностью без амортизации. В основном велосипеды групп: шоссейный и городской.
  2. Велосипеды Хардтейл (Hard tail анг. Hard — жесткий, tail — задняя часть). Имеет только переднюю амортизационную вилку.
  3. Велосипеды Двухподвес (Full Suspension). Амортизация обоих колес, это амортизационная вилка и задняя подвеска.

Как выбрать велосипед городской

Как выбрать велосипед

К этому типу велосипедов можно причислить группы:

  • Велосипеды City;
  • Велосипеды Urban;
  • Велосипеды Cruiser;
  • Велосипеды Folding (разборной).

Почему эти группы относятся к типу городских? Потому, что все они имеют общие черты. И хотя кто-то может (вполне справедливо) с «пеной у рта» доказывать, что его «cruiser» с мягким сиденьем, спинкой и круглым спортивным рулем от Феррари — это новое слово в велосипедостроении (он изобрел велосипед), то для новичка, выбирающего велоспиед, либо человека, для которого велосипед не является фетишем, это будет просто необычный аппарат с чертами, что присущи определенной категории. Автор материала не много расскажет об этих группах, т.к. лично на этих велосипедах провел недостаточно времени, что бы делать «громкие выводы» (однако пара личных знакомых ездит на таких велосипедах постоянно и вполне успешно!).

Скажем так, эти аппараты комфорт класса, что стоит учитывать при выборе велосипеда. Этому способствует и высокая посадка велосипедиста, когда наклона вперед почти нет (способствует отсутствию напряжения спины и шеи), и широкое, удобное седло. Как выбрать такой велосипед, на что ориентироваться? Бывают достаточно тяжелые (от 15 кг и выше), потому что иногда используется металлическая рама вместо алюминиевой. В большинстве своем они сразу оснащены набором разнообразных аксессуаров, начиная от «крыльев» (щитков на колесах, защищающих от грязи), и заканчивая комплексной фарой (система освещения, иногда оснащенная динамо-втулкой и небольшой батареей). Размер колеса чаще всего 28″ (дюймов), у складных 20″ (для уменьшения занимаемой площади). Покрышки с небольшим протектором, способствующие неплохому накату, не очень узкие, что позволяет ездить не только по асфальту, но и по утоптанным тропинкам парков. Количество скоростей варьируется в пределах десятка, иногда и совсем без оных, просто прямая передача как в старых советских велосипедах.

Назначение городского велоспиеда

Назначение такого велосипеда — неспешная езда по городу. Легкие велопрогулки по выходным дням. Отличный вобор велосипеда для пожилых людей! Мой знакомый, проживающий в пригороде, использует этот велосипед для поездок в магазин, этому способствует вместительная корзинка расположенная спереди и прочный, металлический багажник с устройством для крепления груза.

Особенности городских велосипедов

Основное, что нужно сказать — это комфортные велосипеды, удобство их использования вынесено на первый план. Если вы задумались, как выбрать комфортный велосипед — «городской велосипед» будет наилучшим решением. Также зачастую они очень практичны, а именно: механизмы, которые больше всего подвержены износу, достаточно хорошо защищены от попадания грязи, либо отсутствуют вовсе, поэтому необходимость обслуживания этих машин редка. Однако стоит сказать, что эти велосипеды не предназначены для высоких нагрузок и разнообразного экстрима. Достаточно большой вес и невысокая эффективность педалирования не способствует длительным выездам на большие расстояния. Многие модели этой группы выглядят очень красиво, иногда изящно или необычно, но совершенно не спортивно, что для некоторых может быть минусом.

Как выбрать велосипед внедорожник

Как выбрать велосипед

В этот тип велосипедов включены 2 группы:

  • Велосипеды ATB (all-terrain bike);
  • Велосипеды Найнер (29er, two-niner, или просто найнер).

Также существует очень много делений по стилю катания, с целью ознакомления они коротко описаны ниже:

  1. Велосипедный стиль Фрирайд (Free ride) — свободное, внетрассовое катание. Часто выбирается горнолыжная трасса и по ней определяется маршрут для езды;
  2. Велосипедный стиль Даунхил (Downhill) — почти то е самое что и FR, но трассы пролегают в основном по дорогам и тропинкам;
  3. Велосипедный стиль Кросс-кантри (Cross-country) — гонки по пересеченной местности, с подъемами и спусками, искусственными и естественными препятствиями. С 1996 года олимпийский вид спорта;
  4. Велосипедный стиль Дерт, Трейл (Dirt, Trail) — езда по специально созданной трассе с трамплинами, при этом выполняются разнообразные трюки.

Новичку во все это вникать не нужно? иначе он «за деревьями не увидит леса».

Велосипеды этого вида оснащаются крепкими, усиленными рамами, определенной геометрии с приподнятой кареткой позволяющей увеличить дорожный просвет. Учитывая особенности, как выбрать такой велосипед под себя? Рамы в большинстве случаев алюминиевые, в более дорогих моделях карбоновые. Соответственно вес может колебаться от 8 килограмм у модели для соревнований по Cross-country, до 12-14 килограммов у недорогих ATB. Самые тяжелые велосипеды для стиля Downhill достигают веса в 20 килограмм! Размер колеса 26″, 27,5″, 29″ (найнер). Обода алюминиевые, двустенные. Покрышки толстые, с внедорожным протектором («зубастая» резина). Амортизация переднего, либо обоих колес. Внедорожная трансмиссия обеспечивает надежность переключения передач даже при сильном загрязнении и под нагрузкой. Количество скоростей колеблется от 20 до 30. Тормоза в большинстве случаев дисковые (механические или гидравлические), ободные тормоза (v — brake) уходят в прошлое.

Назначение внедорожного велосипеда

Хотя изначально эти велосипеды предназначались для сильно пересеченной местности, но на них, пусть и с меньшим успехом, можно ездить и по асфальту. Так что если вы планируете 70% времени ездить по грунту, песку, грязи — то эти аппараты для вас. Достаточно большой дорожный просвет позволит не цеплять передними звездами неровности дороги и камни. Задавшись вопросом: как выбрать велосипед-внедорожник учтите, что по асфальту «накат» будет не очень хорошим. Вспоминается забавный случай с одним знакомым, который, купив свой первый MTB, взамен старенькой «Украины», следующим утром выехал на нем на работу. Путь пролегал по асфальтированной дороге. Проехав половину пути, он остановился проверить исправность колес, поскольку ему казалось, что как только он перестает крутить педали велосипед через чур быстро останавливается. Его старая «Украина», хоть и была «тяжела на подъем», но на асфальте, в плане «наката», оказалась лучше.

Велосипеды группы ATB (all-terrain bike) не дорогие, и не предназначены для экстремального катания. Это эдакий маркетинговый ход для обычных велосипедистов, который позволяет им заиметь внедорожник, но в тоже время они далеки от мысли спуститься на нем с горнолыжной трассы. Таким образом, с одной стороны человек доволен, получив в свое распоряжение не слишком дорогой, красивый, популярный и достаточно крепкий аппарат, а с другой стороны компании получили прибыль, удовлетворив возникший на рынке спрос.

Следующая ступень качества — это велосипеды «псевдо» кросс-кантри, или бюджетные кросс-кантри. Почему псевдо? Потому что настоящие кросс-кантри велосипеды используются в олимпийских соревнованиях и стоят очень дорого. Но даже в бюджетных моделях устанавливают надежные компоненты хорошего качества.

Стоит учитывать при выборе велосипеда внедорожника, что есть отдельная категория, которая используется со стилем катания Дерт (Dirt). Это велосипеды BMX, используемые для выполнения трюков и для одноименных соревнований BMX (анг. Bicycle Motocross или веломотокросс). Велосипеды эти достаточно узкоспециализированные и в обычном повседневном катании использовать их почти невозможно, хотя бы по той причине, что у некоторых из них отсутствует сиденье, мешающее выполнению трюков.

Особенности велосипедов внедорожников

На данный момент это самый популярный выбор велосипедов (в своих классических вариантах). Скорее всего потому, что главная его особенность — универсальность, но надо признать, что эта универсальность несколько однобока в сторону бездорожья. Эти велосипеды позиционируются как спортивные, поэтому их комплектация минимальна. Всякие мелочи (насос, «крылья» и др.), если они нужны, придется покупать отдельно. Выбирая внедорожный велосипед стоит помнить, что особенность посадки на спортивном велосипеде подразумевает равномерное распределение веса вашего тела между рулем и сиденьем, поэтому посадка будет не совсем комфортная, с наклоном вперед и упором на вытянутые руки. Внешность — спортивная, агрессивная, что многие сочтут плюсом.

Как выбрать велосипед шоссейный

Как выбрать велосипед

Шоссейные велосипеды можно разделить на 2 подгруппы:

  • Велосипеды Road;
  • Велосипеды Road racing.

Общие черты всех велосипедов шоссейников:

  1. Легкая, тонкая рама из высокотехнологичных сплавов или карбона. Достаточно короткая и высокая;
  2. Характерный гнутый руль, называемый в народе «рогами»;
  3. Узкие колеса 28″, с гладкими покрышками (клинчерные шины с высоким давлением);
  4. Ригидная (Rigid) вилка, чаще всего карбоновая;
  5. Количество передач в пределах 18-27;
  6. Ободные тормоза;
  7. Узкое, спортивное седло;
  8. Обычно вес всего велосипеда не превышает 10 килограмм.

Назначение шоссейных велосипедов

Задавшись однажды специфических вопросом, как выбрать велосипед шоссейник, необходимо обратить внимание на то, что такие велосипеды узкоспециализированные и неразрывно связаны со спортом, соревнованиями. Характерный момент: шоссейник в советские времена называли просто «спортивный, гоночный велосипед». Используется в велокроссе, триатлоне, всех шоссейных гонках. О Тур де Франс (Tour de France) слышали? Это как раз наш случай. Покрытие для езды на таком аппарате должно быть соответствующим: гладкий асфальт.

Особенности шоссейных велосипедов

Основное преимущество шоссеров — это прекрасный накат и, как следствие, возможность развить большую скорость при меньшем усилии. Но, как уже упоминалось, все это возможно лишь при хорошем дорожном покрытии (вы действительно знаете такие места?). В противном случае его преимущество в скорости и накате нивелируется, и он даже проигрывает в скорости другим типам велосипедов.

Предупреждая интересующихся покупателей, озабоченных вопросом как выбрать велосипед шоссейник, поясняем: любые препятствия на дороге, камешки, ямки, вы будете чувствовать своими руками и мягким местом, а крупнозернистый асфальт заменит вам вибромассажер. Из личного опыта езды можем добавить, что после достижения определенного порога скорости вы почувствуете себя «парусом», т.к. возьмете на себя все аэродинамическое сопротивление, и все силы будет уходить на его преодоление. Это целесообразно во время спортивного соревнования или в ситуации где идет в зачет время, но в обычные будни… даже не знаем.

Новичкам посадка на шоссере покажется крайне неудобной. Чрезмерный наклон вперед будет мешать дыханию и обзору, с непривычки будут «затекать» спина и шея, большая нагрузка на руки будет быстро утомлять неподготовленного человека. Однако всем этим достигается максимальная эффективность педалирования. Кроме того, такая посадка снижает эффективность маневрирования, и если на соревновательных трассах это не так важно, то в обычной жизни вы иногда рискуете оказаться в кустах. В завершении раздела о шоссейных велосипедах хочется упомянуть, что не все люди смогут привыкнуть к их узкому и жесткому седлу. Преимущество его в том, что оно препятствует натиранию кожи при заездах на большие расстояния. Может показаться, что свое применение шоссер может найти только на спортивных соревнованиях… но посмотрите, что некоторые велосипедисты на нем вытворяют!

Рядовому же человеку для отдыха мы не рекомендуем выбирать велосипед шоссейник.

Как выбрать велосипед гибрид

Как выбрать велосипед

Причислить к гибридам можно такие группы:

  • Велосипеды Кросс (Cross)
  • Велосипеды Туринг (Touring)
  • Велосипеды Треккинг (Trekking)

Гибриды являются некими переходными формами между внедорожниками, шоссейными и городскими велосипедами. Можно упростить объяснения. Группа «Cross» — это переходная форма внедорожника. Группа «Touring» — от шоссера. Группа «Trekking», соответственно, от городского. Назначение и черты каждой группы рассмотрим кратко по отдельности, а выводы сделаем, сравнив группы между собой.

Велосипеды Кросс (Cross)

Поясняя, как выбрать велосипеды Кросс, стоит обратить внимание на их конструкцию. Рама в большинстве случаев алюминиевая, но белее высокая и тонкая, чем у MTB. В основном это Хардтейлы (Hard tail), очень редко двухподвесы (Full Suspension). Амортизационная вилка у недорогих моделей низкого качества (эластомерная), хотя встречаются и воздушные, но только у топовых моделей. Руль прямой, иногда с возможностью регулировки выноса. Колеса 28″, обода двустенные. Покрышки нечто среднее между шоссером и MTB , т.е. шире чем на шоссейнике и с протектором, но не таким «зубатым» как у MTB. Тормоза могут быть как ободные, так и дисковые. Трансмиссия от MTB, соответственно, количество скоростей в тех же пределах.

Назначение этого гибрида — попытка совместить эффективность MTB на пересеченной местности с улучшением «наката» на асфальте. И если второе было достигнуто — по дорогам Кросс идет значительно легче MTB, то первое под сомнением. Исходя из личного опыта скажем определенно — по песку Кросс не катит, колеса сразу вязнут, в грязи ситуация не так плоха, а вот тропинки в парках вообще на «ура».

Велосипеды Туринг (Touring)

Если Кросс ближе к внедорожникам, то выбирая велосипед Туринг стоит понимать, что он ближе к шоссерам со всеми вытекающими из этого особенностями. Рама часто стальная, высокая, практически такой же геометрии, слегка вытянутая. Руль «гнутый». Обода, покрышки и тормозная система аналогичные группе «Cross». Трансмиссия чаще всего шоссейная со слегка измененными передаточными числами. Есть возможность поставить багажник, или он идет в комплекте уже установленным.

Назначение Туринга, при выборе такой модели велосипеда — это езда, в основном, по дорогам с возможностью свернуть на тропинку (парки, рощи, сады). Далее утоптанных тропинок лучше не заезжать, поскольку внедорожные качества у него немного хуже, чем у Кросса. Благодаря наличию багажника или возможности его установки, эти велосипеды часто используют для велопоходов. В принципе, он для этой цели и предназначен.

Велосипеды Треккинг (Trekking)

Довольно «узкая» группа аппаратов, которую можно отнести к городским велосипедам, однако в них применяются различные компоненты которые позволяют отнести их и к гибридам. Выбирая такой велосипед, знайте: это почти Туринги, но все же не они. Рамы стальные или из сплавов. Колеса аналогичны Кроссам и Турингам. Тормоза в большинстве своем ободные. Руль прямой. Степень оснащенности различными дополнительными аксессуарами может быть разной, как и в городских велосипедах, от одного багажника, до полного комплекта. Соответственно, вес этих велосипедов получается приличный.

Особенности велосипедов гибридов

Велосипеды этого типа рекомендуют в том случае если вы в основном планируете ездить по дорогам, а в выходные покатать в парке. Таким образов и по асфальту будет неплохой накат, и на бездорожье ваш велосипед будет не беспомощен. Однако стоит помнить, что хоть гибриды и пытаются проявить себя самыми универсальными, но вместе с этим сильно уступают шоссерам на асфальте, а внедорожникам на пересеченке. Я же согласен со мнением некоторых авторитетных людей которые указывают на то, что в скором будущем гибриды Кросс будут заменены найнерами.

Как выбрать велосипед узкой специализации

Велосипедов этой категории больше, чем во всех остальных, и рассматривать их нет особого смысла. Сюда можно отнести все модели, которые предназначены для использования определенным кругом лиц, например детские или тандемы, либо которые предназначены для определенного круга задач, например Фэты (fat bike) или Трековые велосипеды.

Как выбрать велосипед: видео

Комфортной дороги и хорошего наката
от команды «Светума»!

Рубрика: Технум 630

© 2013 Журнал «Сила ума»
Точка «G» Правила
Все права на статьи, опубликованные на сайте «Свет ума» (Svetuma.ru), охраняются в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, весь контент на сайте загружается на проверку в Яндек.Плагиат. Будьте любезны, цитируйте статьи с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.